Уральский краевед и собиратель народного творчества Владимир Павлович Бирюков известен далеко за пределами своего родного Урала. Его имя можно встретить на страницах газет, журналов и альманахов различных краев и областей нашей Родины и даже за рубежом. Более 50 лет Владимир Павлович занимался благородным трудом по изучению Урала: его природы, археологии и истории, языка и культуры.
Родился Бирюков в конце 19 века, 22 июля 1888 года в с. Першинском Шадринского уезда Пермской губернии (ныне Далматовского района Курганской области) в семье сельского дьячка. С самого детства у него начал проявляться интерес к собирательству. Самой первой коллекцией Владимира Павловича стали монеты — их отдавали ему прихожане церкви, в которой служил отец. Медные монеты ранних годов выпуска (до середины правления Николая 1) считали уже «не ходячими», а у людей их скопилось много, вот они и старались сбыть их при каждом удобном случае, и многие отдавали такие монеты Володе. Так и выросла его первая нумизматическая коллекция. Далее последовала коллекция марок, а за ней — минералы и горные породы, которыми славилась уральская земля. Таким образом, круг собирательства постепенно расширялся и расширялся за счет книг, предметов бытовой старины и т.п. Впервые посетив в 1902 году Пермский музей, Бирюков загорелся идеей создания своего собственного, благо, коллекций к тому времени у него накопилось великое множество.
Закончив учебу в Пермской духовной семинарии и поступив в Казанский ветеринарный институт Бирюков, приезжая летом на каникулы в родное Першинское, занимался палеонтологическими раскопками. Находки хранились в сарае отцовского дома. Родители выражали недовольство, а соседи окрестили коллекцию «падельником» — скотским могильником. И вот 1 июля 1910 году Бирюков открывает свой первый музей. Именно эту дату во многих своих воспоминаниях Бирюков указывает как день рождения Шадринского научного хранилища. Специального помещения для музея найти было сложно, поэтому собранные им экспонаты он выставил в пустующем помещении при церкви. Дверь в музей находилась в нескольких шагах от входа в церковь, и обычно Владимир Павлович открывал его в часы обедни. Многие прихожане по пути в храм заглядывали в музей. Поскольку наиболее объемной частью коллекции являлись кости «допотопных» животных, то они первыми и бросались в глаза посетителям. «Иная старуха, увидев двери открытыми, заглянет, было в музей, а затем шарахнется при виде костей мамонта или черепа человека, закрестится: с нами крестная сила! — и удирать» — вспоминал Бирюков. Еще он хотел открыть в родном селе сельскохозяйственную школу и одновременно создать краеведческий музей. Он понимал, что для этого ветеринарных знаний не достаточно, поэтому он поступил на учебу сразу в два московских Вуза – сельскохозяйственный и археологический. Но первая мировая война спутала все его планы. Археологический институт он все же закончил, а вот сельскохозяйственный так и не успел – ушёл на фронт.
В сентябре 1917 года Владимир Павлович Бирюков после ранения вернулся в свое родное село. Сразу же по возвращении домой, заручившись поддержкой и согласием Шадринской городской управы, он перевез свой музей из села Першинское в Шадринск и развернул здесь бурную краеведческую деятельность: создал краеведческий музей, краеведческую библиотеку при нем, открыл художественную галерею, организовал местный архив, объединив все эти отделы под общим названием «Шадринское научное хранилище». Труды Владимира Павловича увенчались успехом. 27 декабря 1917 года в помещении городской думы был подписан акт открытия Шадринского научного хранилища. 9 января 1918 года краеведческий музей был открыт для широкой публики.
В то время подобных заведений по всей Уральской области было все три: в Свердловске, Перми и Шадринске. Бирюков неустанно продолжал пополнять уже имеющиеся собрания для того, чтобы представить свой зауральский край как можно большим числом экспонатов. Полагаясь на интерес к музею своих земляков и их помощь в пополнении коллекции, Бирюков с благодарностью принимал пожертвования, сообщая о поступлениях экспонатов через местную газету.
«Герой краеведения», — так называл Бирюкова академик Ферсман, посетивший в 1925 году наш краеведческий музей. Необыкновенно много сделал для своих земляков Владимир Павлович. Посещение шадринского научного хранилища было бесплатным. Число желавших побывать в музее увеличивалось с каждым годом и достигло к концу 20-х годов примерно 90 тысяч человек ежегодно. Особенно охотно в музей приходили крестьяне. Нередко, как отмечал Владимир Павлович, уже в 7-8 часов утра перед входом в музей толпились деревенские посетители. Общее количество посетителей музея с начала его основания составило на 1 января 1930 года 543234 человека. За этот же срок было проведено 1248 экскурсий. Оформлялись различные выставки, велась широкая научно-исследовательская работа, на базе музея готовилась новая смена краеведов.
В 1993 году краеведческому музею Шадринска было присвоено имя его создателя Владимира Павловича Бирюкова.
Шадринский поэт Владимир Андреевич Герасимов посвятил музею Бирюкова такие строки:
«Кто хоть однажды посетил
Наш краеведческий музей,
Тот каждой клеткой ощутил
Значение Родины своей.
Здесь неуклонно следуют традиции
Добро и свет нести в народ:
То выставки картин, то экспозиции
Все что-то новое из года в год.
Здесь все поставлено разумно и толково,
Во всем присутствие душевной теплоты,
Я рад: сбылись надежды Бирюкова,
Живет и здравствует музей его мечты».
Рассказывая о Владимире Павловиче и о создании им в Шадринске научного музея, нельзя не уделить внимание его верной подруге и жене Ларисе Николаевне (в девичестве Боголеповой). Вот как вспоминает об этом сам Бирюков: «Я мечтал встретиться с такой девушкой, которая, став моей женой, приняла бы не менее горячее участие в осуществлении задуманного мною плана. Такую девушку я встретил. Эта была учительница села Долговское Каргапольского района — Ларисса Николаевна Боголепова. Наш брак состоялся в июле 1911 года. С ней мы осенью отправились в Казань, чтобы мне кончить ветеринарный институт, а ей поступить на высшие женские курсы». В сущности это были обыкновенные люди — он и она. Жили в основном в г. Шадринске Курганской области, а последние годы — в г. Свердловске. И жизнь у них была обыкновенная: жили, работали, ушли на пенсию. И быт был обыкновенный: топили печи, копали огороды, носили воду, кололи дрова, что-то сажали, во дворе цвели яблони, вишни, на столе были варенье и соки. Они всю жизнь вместе учились, вместе работали, вместе собирали культурные ценности, вместе осмысливали их значение, взаимно обогащали друг друга. Ларисса Николаевна была первым слушателем и первым критиком всего, что Владимир Павлович написал. Без Лариссы Николаевны Владимира Павловича нельзя представить как ученого и как человека. «Моя три четверти», — говорил он в шутку о ней, и это было действительно так, если даже не больше. В 1913 году у них родился единственный сын Иринарх, или «Реня», как называли его дома. К сожалению, судьба его сына сложилась также трагично, как судьба многих людей в 30-е гг. Учась в Свердловске, в университете, он был арестован и в 1936 году погиб в сталинских застенках. Отцу так ничего и не удалось узнать об обстоятельствах гибели сына.
Владимир Павлович Бирюков, ко всему прочему, был ещё и диалектологом, фольклористом, этнографом. Его мать родилась в пограничном когда-то селе Колчедан, которое основали исетские казаки. Люди в том селе были бойкие, за словом в карман не лезли, поэтому матушка большей частью выражалась пословицами и поговорками ( к примеру: -Ума-то палата да дичи Саратовская степь, или – Пашка, рубаха-то у тебя – присеки огня). Еще в говоре матери было много необычных для литературной речи слов, к примеру: баруль – невежа, грубиян; сайгать – рыскать, бегать; шамела – тот, кто всем мешает, бегает; называла детей вертошарыми, сломиголовыми или полодырыми. А его отец любил старинные слова, так как служил в местном храме. Например, он говорил не «конь», а «комонь», вместо слова «любитель» он употреблял слово «источник» (я не источник на сладкое). Так что, языковая среда Бирюкова с детства была интересной и весьма необычной. Обладая великолепной памятью, он почерпнул в родном селе короба народной мудрости, поэзии и юмора. Ничто фольклорное или диалектное не проходило мимо него. Коллекции Бирюкова не знали пробелов: он собирал все, что дано природой или сотворено человеком, и вполне оправдывал созданную научным фольклором дружескую эпиграмму: «Для кого пылинка — сор, для Бирюкова все — фольклор…» Над его «всеядностью» шутили, иногда и смеялись, но кто обратился к собранию Бирюкова хоть раз, тот не мог не прийти в изумление от полноты справки и от неожиданности неизвестных деталей.
Всю жизнь Владимир Павлович учился: за его плечами Пермская духовная гимназия, Казанский ветеринарный институт, Московский археологический институт, который Бирюков окончил с золотой медалью, не оконченный сельскохозяйственный институт (ныне Тимирязевская сельскохозяйственная академия). Он автор ряда книг «Фольклор Урала», «Урал в его живом слове», «Уральские сказки», «Путь собирателя», «Урал советский», «Крылатые слова на Урале», «Дореволюционный фольклор на Урале» и многих др. На его счету тысячи статей и очерков для различных газет, журналов и альманахов.
Бирюков прожил интересную и насыщенную жизнь. Умер он 18 июня 1971 года в Екатеринбурге, там же и был похоронен.
Вряд ли можно найти в истории краеведения не только Урала, но и всей нашей страны столь яркую, активную и самобытную личность, много потрудившуюся для изучения родного края, как Владимир Павлович Бирюков, уроженец маленького зауральского села, ставший одним из образованнейших людей своего времени.