Маршал Победы на шадринской земле

 

«Война — это крайне тяжелое испытание всего народа. Это массовые жертвы, кровь, инвалидность на всю жизнь. Это тяжелое психологическое воздействие на всех людей, несущих тяготы войны. Это золото для тех, кто торгует орудиями войны. На войне нет абсолютных героев, абсолютно мужественных военачальников. Героями становятся те, кто в минуты тяжелой обстановки сумел взять себя в руки, побороть страх и не поддаться паническому настроению… Наши дела придется продолжать молодым людям. Очень важно, чтобы они учились на наших просчетах и наших успехах. Наука побеждать — не простая наука. Но тот, кто учится, кто стремится к победе, кто борется за дело, в правоту которого верит, всегда победит. Я убедился в этом на многих уроках собственной жизни». Это слова великого русского полководца, маршала и четырежды героя Советского союза — Георгия Константиновича Жукова.

Жуков родился в 1896 году в деревне  Стрелковка Калужской губернии в семье крестьянина Константина Артемьевича Жукова.  После окончания с похвальным листом трёх классов церковно-приходской школы летом 1908 года мать устроила Егорку «в ученье» к своему брату Михаилу Пилихину — меховщику и владельцу небольшой скорняжной мастерской в Москве. В 1911 он  сдал экзамены за полный курс городского училища и получил аттестат. К 1914 году – он уже столичный скорняжных дел мастер. В голове куча идей и планов на прекрасное светлое  будущее.  Но, как это часто бывает, происходит то, что кардинально меняет все наши планы.  В его случае это — Первая мировая война.  7 августа 1915 года Георгия Жукова призывают в Императорскую армию и  в тот же день вместе с остальными новобранцами отправляют в Калугу, где в 5-м кавалерийском полку 189-го запасного пехотного батальона и начинается его славная военная карьера  полководца.

На его счету много боев и сражений, за участие в которых Жуков был удостоен многих наград:  Георгиевского креста 3 и 4 степени, орденом Красного знамени, четырежды получил звание Героя СС. Были контузии и ранения, очень тяжело болел тифом, но все же остался жив и продолжил служить на благо своей Родины.

В годы Великой Отечественной войны занимал посты начальника Генерального штаба Рабоче-крестьянской Красной Армии, члена Ставки Главного командования, Ставки Верховного Главнокомандования, командующего Ленинградским фронтом,  командующего Западным фронтом.

С 26 августа 1942 г. являлся заместителем Верховного главно-командующего; с 27 августа 1942 года — первый заместитель              Народного комиссара обороны СССР.

Командовал фронтами: Резервным, Ленинградским, Западным    (одновременно был главкомом Западного направления), первым Украинским и первым Белорусским.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Нападение фашистов не было таким уж внезапным — русская разведка знала о планах Гитлера.  И благодаря Георгию Константиновичу  армия была готова к первым немецким атакам.  Именно Жуков убедил Сталина привести наши войска в полную боевую готовность 20 июня 1941 года.

Во время Великой Отечественной войны своим бесстрашием, твердостью характера,  целеустремленностью и добротой,  Жуков  быстро заслужил всеобщую народную любовь. Он был умелым полководцем, опытным военным  стратегом,  его уважали друзья и коллеги.  Конечно же, Сталин был недоволен таким положением вещей, и всеми силами пытался  задвинуть Жукова подальше от Москвы, что бы толпа позабыла о нем.

В связи с этим  в феврале  1948 году Жукова снимают с должности командующего Одесским военным округом и назначают  на должность командующего Уральским военным округом, генштаб которого находится в Свердловске, за несколько тысяч километров от Москвы.

14 февраля 1948 года начальнику свердловской железной дороги пришла телеграмма: необходимо встретить спецвагон из Москвы, однако кто в нем едет, не сообщалось. Маршала Победы встретили без почестей, о его прибытии было известно лишь некоторым военным, а простые свердловчане о его назначении командующим войсками Уральского военного округа даже не подозревали. В местной прессе вплоть до 1950 года нельзя было встретить ни одного упоминания о Жукове. «Первомайский парад войск Свердловского гарнизона принимал командующий войсками Уральского военного округа» – на этом местные журналисты ставили точку, не называя имени полководца. Советские власти распорядились сократить информацию о Жукове до минимума, не устраивать почестей и особых приветствий. Но Маршала Победы реабилитировали народная любовь и уважение свердловчан, которые невозможно было скрыть. Проведя на Урале недолгий период своей жизни, Жуков навсегда остался в истории нашего края.

На Урале Жуков провел пять лет – с 1948 по 1953 год. Первое время ему приходилось жить в салон-вагоне, так как семья предыдущего командующего войсками округа еще не покинула здание, которое для него предназначалось. Только в середине марта Георгий Константинович поселился в особняке с белыми колоннами на территории бывшего женского монастыря в Зеленой роще. Неподалеку находилась конюшня – Жуков очень любил лошадей, он и учился на кавалериста.  Помимо особняка, у маршала была дача: на берегу озера Балтым в Верхней Пышме располагался двухэтажный деревянный терем. Охранялся он со всех сторон: к дому нельзя было подступиться ни с воды, ни с суши. Ездил он на «Бьюике», имел личный самолет – и то и другое было подарено ему другом Дуайтом  Эйзенхауэром, генералом армии США. Факт того, что Жуков принял эти подарки – еще одна причина немилости Сталина. Но, как видно из исторической хроники – маршал Жуков был не из робкого десятка и не особо считался с мнением вождя.

Как бы Сталин не старался, народная любовь к маршалу Победы дала о себе знать, и в 1950 году Жукова  выдвинули  в качестве кандидата в депутаты Верховного Совета СССР – высший законодательный и представительный орган страны. В итоге Жукова избрали депутатом, что говорит о том, что Сталин все таки,  ослабил «санкции» и смирился с выбором народа – без согласования с высшим руководством такие вопросы не решались. С тех пор имя маршала стало появляться на страницах уральской прессы.

Георгий Константинович много ездил по Уралу, в ходе предвыборной кампании встречался с населением – рабочими, крестьянами, что, впрочем, было для него не очень привычно – общался он исключительно с военными. Желающих увидеть полководца было настолько много, что дома культуры не могли вместить всех желающих на него посмотреть, и из зданий выносились оконные рамы, чтобы полководца было слышно тем, кто остался на улице.

Маршал помогал уральским колхозам. После войны совсем не осталось сельскохозяйственной техники – Жуков направлял в них списанную военную. С нее снималось оружие, и ранее боевые машины отправлялись на работу в поля. Крестьяне даже дали им название «Жуки» – в честь благодетеля Жукова.

Несмотря на высокий военный чин и строгий нрав, с простыми людьми он общался на равных.   Современники вспоминали о щедрых поступках маршала: когда он останавливался в каком-нибудь доме во время охоты, всегда благодарил деньгами загонщиков, егерей, если помогали ему в охоте. Он не вел себя как барин, а считал, что в этом деле нет генералов.

Если говорить о главной заслуге Георгия Жукова на Урале, то многие военные отмечают значительные успехи в боевой подготовке солдат самого маленького военного округа.  Во многом на повышение уровня боевой подготовки повлиял спорт. В тот момент, когда Жуков прибыл на Урал, положение спорта не отвечало требованиям устава. Сборные команды округа, за исключением футбольных, чаще всего собирались стихийно, накануне турнира, не было регулярных тренировок. Георгий Константинович понимал, что в подготовке профессионального воина спорт играет далеко не последнее значение. Поэтому 8 октября 1948 года при окружном Доме офицеров был создан Уральский спортивный клуб армии (СКА) «для решения вопросов, связанных с организацией помощи войскам и подготовки окружных команд к состязаниям на первенство Вооруженных сил СССР». Очень скоро он принес первые плоды: хоккеисты стали первыми чемпионами СССР по русскому хоккею с мячом (СКА), а футболисты выиграли кубок РСФСР. Были созданы команды и по многим видам спорта – боксу, биатлону, борьбе и другим.

Георгий Жуков так же заботился и о просвещении армии, он сам часто посещал учреждения культуры и видел своей задачей приобщать к искусству военных людей. Он был частым гостем филармонии, театров музыкальной комедии, оперного, драматического и практически в обязательном порядке заставлял посещать спектакли своих коллег .

Здесь, на Урале Жуков заимел хороших верных друзей.  Большинство из них были военными людьми. Но главным его уральским товарищем среди «гражданских», несмотря на разницу в возрасте в 17 лет, был «сказитель земли Уральской» Павел Петрович Бажов. Георгий Константинович прочитав  «Малахитовую шкатулку», выразил желание познакомиться с ее автором.  Очень часто по вечерам Жуков заглядывал в гости к Бажову. Они пили чай, делились впечатлениями об уральской литературе и просто говорили о жизни.

В городе Шадринске  Жуков бывал не раз.  Будучи страстным охотником, он любил богатые  дичью леса Зауралья.   А в самом Шадринске, тихом и уютном, по его словам, — отдыхал душой.  Мало остается в России таких исторических самобытных городков, как Шадринск – говорил Жуков – их надо беречь!

В военные и послевоенные годы в Спасо-Преображенском соборе Шадринска располагалась колония.  Избавлением от позорной тюремной «функции» храм, согласно городскому преданию, был обязан, как раз таки, маршалу Жукову.  В один из приездов в Шадринск узнав, что в Божьем храме содержат заключенных, Георгий Константинович разгневался и велел перевести арестантов в бараки, до того занятые немецкими военнопленными.

Георгий Константинович лично выбирал место  для шадринского аэродрома. Изначально его планировали разместить на месте 8-ой школы и Северного поселка — в то время там был пустырь, отделенный от города сосновым бором. Жуков, осмотрев участок, сказал: «Маловато площади, техника будет расти, а расширять некуда, да и потомки будут нас проклинать: шум моторов над самым городом. Нужно выбрать другое место».

Георгий Константинович очень тепло и душевно относился к Терентию Семеновичу Мальцеву. Они были добрыми друзьями, хоть и не очень часто приходилось встречаться.  Часто писали друг другу письма и всегда присылали открытки в знаменательные даты.

После смерти Сталина в 1953 году Георгий Жуков вернулся в Москву и стал сначала заместителем министра, а позже, в 1955-м – министром обороны СССР. Он провел на Урале  всего пять лет – не самый значительный период своей жизни. Однако для истории уральского народа, как военного, так и гражданского, «визит» Жукова был целым комплексом важных событий. В памяти зауральцев он остался не опальным маршалом, как того поначалу хотели кремлевские власти, а великим полководцем, возродителем спорта и благодетелем.

13 августа 2019 года в Шадринске на здании старинной купеческой усадьбы, в которой долгое время располагался КЭЧ военной части, была установлена и торжественно открыта мемориальная доска маршалу Победы Георгию Константиновичу Жукову. В период командования Уральским военным округом он неоднократно посещал Шадринск и часто бывал в этом здании.

Сюжет Телкомпании «Шадринск» от 15.08.2019.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий