Воевода Шадринской слободы московский князь Василий Алексеевич Мещерский остался в летописи земли шадринской как военный комендант, при котором слобода окончательно превратилась в город-крепость.
Князья Мещерские ведут свою родословную от Усейна, князя Ширинского. Он принадлежал, предположительно, к знатному крымско-татарскому роду Ширинов. Его сын Бахмет Усейнович, «пришел из Большой Орды в Мещеру» в 1278 г. [согласно Бархатной книги, в 1298 году]. В конце 13 века завоевал часть Мещеры и основал там полунезависимое княжество. Сын Бахмета Беклемиш крестился с именем Михаил и считается родоначальником князей Мещерских.
В XV веке род Мещерских разделился на три ветви. Василий Алексеевич Мещерский — стольник царицы Прасковьи Фёдоровны (1686), стольник царицы Натальи Кирилловны (1692), есаул в Азовском походе (1696), царский стольник (1696-1703) принадлежал к младшей отрасли рода Мещерских.
Род князей Мещерских внесен в 5-ю часть дворянских родословных книг Владимирской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Пензенской, Полтавской, Рязанской, Санкт-Петербургской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской и Черниговской губерний.
Части дворянской Родословной книги:
1-я часть – «действительные дворяне» – имеющие герб и доказательство принадлежности к дворянству за 100 лет;
2-я часть – «военное дворянство» – все обер-офицеры и их потомки;
3-я часть – «восьмиклассное дворянство» – чиновники первых восьми классов Табели о рангах и их потомки;
4-я часть – «иностранные роды» – вступившие в подданство России;
5-я часть – «титулами отмеченные роды» – имевшие наследственные или приобретенные титулы князя, графа или барона;
6-я часть – «древние благородные дворянские роды» – берущие начало в далеком прошлом.
Каким же образом представитель древнего дворянства очутился в Шадринской слободе?
В 1709 году князь В.А. Мещерский был направлен в Сибирь для организации переписи населения. В этом назначении ему поспособствовал князь Матвей Петрович Гагарин, назначенный Петром I губернатором Сибирской губернии. Князю В.А. Мещерскому было поручено переписать население Тобольского, Тюменского и Верхотурского уездов. Целью переписи было полное выявление налогоплательщиков для пополнения казны. Однако, согласно переписи, в стране население сократилось примерно на 20% по сравнению с 70-80-ми годами 17 столетия. Петр I объяснял такие результаты переписи безответственностью переписчиков, в том числе и князя В.А. Мещерского.
Из-за провала переписи стольник из Москвы и оказался вскоре на службе в захолустье – в Шадринской слободе. Мещерский назначался в слободу (в указе она называлась острогом) на должность коменданта; в его ведение передавались монастырские владения (кроме Далматовского) и другие слободы вниз по Исети с деревнями.
И вот здесь князь Мещерский проявил себя как рачительный комендант. Василий Алексеевич значительно укрепил город-крепость. При Мещерском были построены новые защитные сооружения: рубленый «город» в центре (городовая стена составляла в окружности 233 сажени) и тыновая стена (из вертикально вкопанных в землю бревен с заостренными сверху концами) вокруг всего селения с двумя проезжими башнями. Снаружи выкопали ров и обезопасили подступы к нему надолбами и рогатками. Внутри двухрядной городовой срубной стены образовывались ячейки-помещения; одни из них предназначались для защитников крепости (в них имелись окна-бойницы), другие использовались как склады. Снаружи в городовой стене были устроены торговые лавки, в которых по воскресеньям велся оживленный торг. Сверху «город» покрывался двухскатной крышей.
Князь охотно увеличивал население города за счёт беглых крестьян, бобылей и других «гулящих людей». Все проживающие в городе обязаны были иметь «копьё и ружьё» и быть готовыми в любое время выйти на защиту крепости.
Мещерский вошел в историю еще и тем, что раскопал наши сарматские курганы. В XVII–XVIII вв. разграбление курганов приобрело огромный размах. Известный российский историк, доктор исторических наук, писатель Виктор Бердинских в своей книге «История кладоискательства в России» так описывал эту ситуацию: «В некоторых районах эти занятия становились своего рода профессией для нескольких поколений отдельных семей. Существовали даже целые артели «бугровщиков», включавшие до 300 человек. Представители власти также принимали участие в разграблении курганов. Среди сибирских воевод существовала традиция изготовления серебряных сабель из вещей, найденных в древних могилах». Золото, украшения, добытые по приказу Мещерского, были посланы Петру I. Кое-что из этих сокровищ хранится в Кунсткамере, часть была продана, а часть подарена голландскому послу Виберу, что способствовало оснащению Российского флота. Конечно, он использовал и другие финансовые поступления, но шадринцы могут смело утверждать, что русский флот построен и на шадринские деньги.
В.А. Мещерский считал, что называться его «столица» должна не Шадринским острогом (как значилось в указе), а Архангельским Шадринским городом. Губернатор Гагарин поддержал шадринского коменданта , издав соответствующий указ. Петербург же не торопился с признанием за Шадринской слободой нового статуса. Поэтому долгое время в служебной переписке наш город назывался и Архангельским Шадринским городом, и Архангельским Шадринским острогом, и Шадринской слободой.
В середине марта 1714 г. В.А. Мещерского на должности шадринского коменданта сменил князь С.И. Гагарин, родственник губернатора, который, однако, местом своей резиденции избрал не Шадринск, а Исетск. Шадринский город на время оказался в подчинении у Исетского острога. Уже в следующем, 1715 году, к Шадринску вернулось главенство – новый комендант С.И. Дурново, бывший красноярский воевода, поселился в «хоромах», занимаемых прежде Мещерским.
У князя В.А. Мещерского было 2 сына и четыре дочери:
– Федор Васильевич (8.11.1698–14.07.1756), генерал-майор, генерал-поручик (1755), комендант в Риге (1742-47), обер-комендант Петропавловской крепости (1747-56), сенатор (с 1748), член Военной коллегии (с 1755).
– Борис Васильевич (? – ум. до 1742),
– Анна Васильевна (? – ум. после 1736)
– Мария Васильевна (ок. 1702–1736),
– Татьяна Васильевна (? – после 1757),
– Прасковья Васильевна (? – после 1750),