«С весельем ярмарка пришла!» (ярмарки Шадринска)

«Ах, ярмарка, как песня хороша!

Глядим мы как на чудо не дыша,

Ведь ярмарка —  счастливая игра,

Пришла ко всем счастливая пора!»

 

Все мы с детства помним сказку о Садко, богатом купце, вольном новгородце. Да, было в Древней Руси такое занятие – торг, торговля, дававшая необходимый импульс к развитию страны, общению с другими странами и народами. Затем появилось звучное немецкое слово «ярмарка» (в переводе на русский – «ежегодный рынок»). Оно хорошо прижилось в России, придя на смену древнерусскому «торгу», «торжищу». До сих пор в названиях русских городов, их улиц и предместий мы слышим отголоски прошлого, как, например, в названии города Торжок. В том же Новгороде Великом церкви на Торговой стороне носят названия: Параскевы Пятницы на Торгу, Успения на Торгу, Георгия на Торгу.

Ярмарки в дореволюционной России обычно приурочивались к церковным праздникам и были не только местом купли-продажи: здесь выставляли «товар лицом», показывая свое ремесло и умение, веселились, присматривали женихов, строили планы на будущий год. Торговали на ярмарках всякой всячиной: зерном и овощами, домашним скотом и рыбой, пушниной и кожами, гончарными и деревянными изделиями, восточными тканями и пряностями и т.д.

Не отстал от других городов и маленький зауральский город Шадринск. В XVIII веке он выступал как административный и военный центр, центр церковного управления и борьбы с расколом. Дело в том, что выгодное расположение Шадринска еще не означало автоматического роста его торговли – собственно городской рынок был незначителен, почти все необходимое горожане изготовляли сами.

Следовательно, на рубеже XVIII – XIX вв. для маломощного Шадринска перспективы дальнейшей эволюции во многом заключались в организации ярмарок, которые могли бы оживить экономическую жизнь города, придать ей динамику.

Положение, при котором «учрежденных ярмарок нет, а бывают немалые съезды по 3 раза в год», перестало устраивать шадринцев, или требовалось получить разрешение на открытие ярмарок. Официальное учреждение Петровской (20 июня – 5 июля) и Михайловской (1-11 ноября) ярмарок произошло в конце 80-х – в начале 90-х гг. XVIII в. Но данные источников расходятся между собой. По архивным материалам ярмарки существовали уже в 1789 г. (для Петровской) или о 1796 г. (для обеих ярмарок), как и датах их учреждения. К 1801 году город имел состоящий из 77 лавок четырехугольный гостиный двор, «а посреди квадрата кладовой амбар».

Ярмарки Шадринска отличались тем, что они были многофункциональными. Так, помимо прочих товаров, Петровская ярмарка славилась торговлей лошадьми. В 1812 г. в статье Н.С. Попова давалось следующее описание этой ярмарки: «корма для лошадей в изобилии. На ярмарке больше меняли, чем продавали… На Гостином дворе товарами было занято 78 лавок и на Черном рынке 43 балагана, не считая мелочной торговли». Общее количество пригнанных сюда лошадей составило свыше 30 тыс. голов, стоимость привезенных товаров доходила до 272 тыс. руб. Город и горожане получали значительные доходы именно от Петровской ярмарки. В журнале городской Думы сохранилась запись от 4 июня 1819 г.: «Имели рассуждения, что Петровская ярмарка приближается, почему надлежит лежащие в городском выгоне луга для пастьбы на оную вышеупомянутую ярмарку пригонных и приводимых разными людьми лошадей, отдать желающим на откуп».

Стремление к прибыли подтолкнуло Шадринскую верхушку к организации третьей ярмарки – Афанасьевской – собиравшейся во второй половине января – сроки ее проведения дали городу возможность включения в ярмарочную «цепь», ведущую в Ирбит. Для этого горожане добились в 1816 г. перенесения в Шадринск торжка из ближней Красномыльской слободы. Свое решение они подкрепили жалобами на недостаток лавок и балаганов в слободе, на то, что «вынуждены себя на ходьбе обогревать». Перенос торжка больно ударил по интересам жителей Красномыльской слободы, по доходам местной церкви, имевшей здесь свыше 20 лавок. В 1819 г. церковь предъявила иск Шадринской Думе на сумму 2500 руб. за нанесенный убыток, потребовав компенсацию за потерю торжка.

Любопытно узнать какие же товары продавали купцы на каждой из ярмарок? Главными предметами торговли Афанасьевской ярмарки были: зерновой хлеб (пшеница, ярица, овес), льняное семя, сало топленое, сырые кожи, мясо и разная рыба; второстепенные предметы торговли: железный и красный товар, фаянсовая и хрустальная посуда, крестьянское сукно, строевой лес и деревянные изделия.

Петровская ярмарка проходила с 20 июня по 5 июля. В книге Н.А. Миненко «Город на Исети» утверждается, что Петровская ярмарка «издревле заведена» в Шадринске. Автор ссылается на ходатайство городской думы от 1789 года, с которым она обратилась к новому пермскому наместнику А.А. Волкову о возобновлении Петровской ярмарки. Ярмарка ранее, в 1784 году, была пресечена предыдущим наместником. Главными предметами торговли были: волос разных сортов и скоромное масло, привозимые крестьянами Шадринского уезда; масло привозилось также торговцами Ялуторовского, Курганского и Ишимского уездов Тобольской губернии; красный и железный товары, фаянсовая и хрустальная посуда, сундуки, шкатулки, телеги, колеса и деревянная посуда. Холста привозилось до 700000 аршин, масла скоромного до 70000 пудов. Холст закупался тюменскими и разных горных заводов, промышленниками, ценою от 2 до 30 копеек за аршин, масло скоромное покупается местными и приезжими торговцами, первые сбывают его в Казань и Москву.

Михайловская ярмарка проходила в Шадринске с 7 по 18 ноября. Главными предметами торговли были: зерновой хлеб, семя льняное, масло скоромное, сало-сырец и топленое, мясо и сырые кожи, конопляное семя, рыба разная, железный и красный товары, фаянсовая и хрустальная посуда, крестьянское сукно, лес строевой и деревянные изделия. Пшеницы привозилось от 40000 до 60000 пудов, ярицы до 20000 пудов и овса до 15000 пудов, сала-сырца до 20000 пудов и топленого до 7000 пудов, кож сырых до 10000 пудов.

Но период бурного роста торговли оказался недолговечным. Уже в 80-е годы обнаружились некоторые неблагоприятные для нее признаки. Одним из таких был прогрессирующий упадок земледелия в уезде. Настоящим бедствием явились неурожаи 1890-1891 годов. Это очень подрывало торговлю.

Невеселую картину представляли ярмарки последнего года XIX столетия. Газета «Урал» от 6 августа писала: «Ярмарки отживают свой век, утратив с проведением Великой Сибирской железной дороги свое торговое значение…»

В заключении нужно заметить, что отношение к ярмаркам местных жителей было неоднозначно. Это было действительно так, но все же их благотворное действие было тоже несомненно. Ярмарки способствовали пополнению городского бюджета, стимулировали строительство, давали средства к существованию многим местным жителям. Многолюдные ярмарки создавали неудобства и заботы для шадринцев, но доходы быстро пополняли издержки. Например, с конца 20-х годов XIX в. жители ежегодно получали только «…с найма домов до 2000 рублей». Применительно к Зауралью шадринские ярмарки выступали важным элементом экономического механизма, который вовлекал регион и соседние с ним территории в сферу товарно-денежных отношений.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий