Василий Иванович Юровских — редчайшего дара писатель

Редчайшего дара писатель – именно так называли журналиста, писателя, члена Союза писателей СССР, а впоследствии России, Почётного гражданина города Шадринска – Василия Ивановича Юровских.

«Я из крестьян – говорил о себе Василий Иванович. Родился 25 декабря 1932 года в селе Юровка Далматовского района (до февраля 1963 года – Уксянского). Родители происходили из беднейших крестьян. Отец так и остался неграмотным, а маму, выросшую «в людях», научили читать и писать в семье известного у нас доктора Словцова.

В родном селе я окончил семилетку, затем учился в Уксянской средней школе, но из-за тяжелого материального положения оставил учебу. Отец вернулся с фронта инвалидом войны второй группы, а мама работала техничкой в Юровской школе и получала ничтожную зарплату. Пришлось до призыва на солдатскую службу работать в колхозе.

Сочинять стал еще в начальных классах: слагал стихи, записывал бабушкино присловье и все, что видел в родных лесах. Семиклассником дерзнул написать даже две повести, и с кипой тетрадей был в гостях у Павла Петровича Бажова. По стихам первым моим наставником стал поэт Эдуард Асадов, с которым подружились мы тридцать лет назад. Столько же лет и моей первой публикации на страницах Уксянской райгазеты «По сталинскому пути» (с 1965 она именуется «Вперед»). В нее я посылал стихи, когда служил в армии, в нее пришел работать после службы в ноябре 1955 года.

За двадцать лет работы газетчиком незаметно отошел от стихов к миниатюрам о природе. Они и составили мою первую книжку «Снегириное утро», выпущенную Южно-Уральским книжным издательством в 1968 году с напутственным словом Дмитрия Павловича Зуева. Однако в свои литературные опыты поверил серьезно лишь тогда, когда в 1972 году в девятой книжке журнала «Новый мир» напечатал подборку моих новелл о природе редактор журнала Валерий Алексеевич Косолапов. Этому прекрасному человеку я по гроб обязан не только появлением своего имени на страницах журнала, а и всей дальнейшей жизнью.

Свое писательство не мыслю без создания у нас в области писательской организации, которую целое десятилетие возглавлял старейший поэт Урала, человек редкой душевности и сердечной чуткости Яков Терентьевич Вохменцев. Дружба с ним и Виктором Потаниным поставила меня на ноги, а крупнейшие художники отечественной литературы Виктор Петрович Астафьев и Евгений Иванович Носов сыграли огромнейшую роль в моей судьбе. Они рекомендовали меня в Союз писателей СССР и мне до конца дней надо оправдывать их доверие.

С 1976 года я ушел на творческую работу. Печатался в журналах «Наш современник», «Молодая гвардия», «Урал», «Подъем» и «Уральский следопыт», в десятках коллективных сборниках.

Рассказ, давший название книги «Синие пташки-пикушки» переведен и напечатан в Польше. Повесть «Журавлиные корни» вошла в трехтомник «Современная уральская повесть» — Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1981 год.  В комсомол вступил в 1948 году, с 1957 года член КПСС и член журналистов. Член Союза писателей с 1975 года».  Вот так описал Василий Иванович свою жизнь.

Будущие темы творчества Юровских навеяны впечатлениями самого раннего детства, когда «у отца отняли землю, а в колхоз он не вступил, не захотев стать бесправным, как все колхозники». Размышляя над непростыми судьбами нескольких поколений русских людей, писатель не устает поражаться исконной талантливости отца, матери, неграмотной бабки Луки Григорьевны, которые и подвигли его к сочинительству своими рассказами о жизни. То, как «красно и сочно обо всем они говорили, да и односельчане походя рассыпали словесные богатства», внушало чувство долга: «Только знай слушай и запоминай!»). Писатель признавался, что «смертельно, до потери сознания любил свою деревню, леса и поля, каждую былинку и сушинку. И очень хотелось рассказать о родине так, чтобы ее все, все полюбили!» Красота Слова и красота Мира в сознании Юровских слились воедино. «Все, что было печатное в Юровке, было мною прочитано. Все церковные книги, все молитвы, десятки их знал наизусть и бегал петь Рождество до шестого класса. Поэтому и был исключен из пионеров, куда недели на три вступил вопреки маме. Она у нас была глубоко верующей…»

Василий Иванович начинал свой творческий путь как поэт. От первого стихотворения, опубликованного в Уксянской районной газете в 1952 году до первой книги поэтической прозы «Снегириное утро», вышедшей в Челябинске в 1968 году, — шестнадцать долгих лет поисков, обретения себя в слове.

Именно поэзия определила два направления, две жанровых категории, в которых В.И. Юровских нашел себя как прозаик, оставаясь поэтом в душе: лирическая миниатюра – в проникновенном открытии людям красоты природы, и рассказ – в повествовании о судьбах человека и родной земли. В этих малых жанрах Юровских добивается необыкновенной выразительности и ёмкости слова.

В 1990-е годы рассказы Юровских появлялись в журналах «Брега Тавриды», «Подъем», «Муравейник», в «детской роман-газете». Он стал лауреатом литературного конкурса «Человек и природа», проходившего в 1998 году, в 2002 году по решению комиссии Союза писателей России он удостоен Большой литературной премии, в 2003 году по итогам Всероссийского конкурса журналистских и  писательских произведений «Моя малая Родина» за книгу «Утротворец» ему присуждена вторая премия.

Все книги Василия Юровских, изданных в Челябинске, Москве и Шадринске, пронизаны щемящей любовью к родной земле, к России и сыновней тревогой за её судьбу. Все его книги – служение Добру и свету.

Язык, которым В.И. Юровских воспевает свою малую родину, прост и понятен, и вместе с тем прекрасен. Евгений Носов когда-то писал: «Василий Юровских не хочет оставаться только потребителем уже устоявшегося литературного языка – он его активный творец и пополнитель». Сегодня можно добавить, что Василий Иванович Юровских – хранитель истинно народного, приятного на слух русского языка, без малейшей примеси иностранных заимствований.

Чтобы приблизить читателя к восприятию деревенской жизни, писатель использует  просторечные слова (чо, ишшо, вчерась, косошарый, тело-грейка), устаревшие и диалектные слова: шипика – шиповник, перст – палец, увал – горка, жарёха – жаркое, морочит- моросит дождь,   притули-лось- стоит на краю,  сперва-сначала, ототкнти-то-открой,  полок- место на печи, куда залезают, чтобы открыть дымоход, обожди- подожди, сёдня-сегодня,  не пужайся-не бойся,  давеча- недавно, дружья- друзья, разов-не-сколько раз,  переробил- сделал много работы, в кине-в кино, токо- только, ети-эти, молодёшенек-молодой по годам, айда сюда-иди сюда, что присуще жителям деревни .

И непременно пословицы и поговорки: «Путника не подвезти – всё равно, что грех на душу взять», «Ешь солоней – будет кожа ядреней», «Глухо как в танке». И существительные с уменьшительно-ласкательной окраской: одеялки, робятушки, летушко, девоньки, слёзоньки.

Виктор Петрович Астафьев написал в одном из писем: «Читал твой “Веснозапев” словно сахарок сосал. Талантливый ты художник! Так и держи. Прекрасно пишешь, все зримо, ощутимо до крайности, хорошо, достоверно. Мне так захотелось вместе с тобой побывать в лесу по весне или в клубничную пору летом…»

Одни считают Василия Юровских журналистом, другие писателем. А он с охотниками – охотник, с книголюбами – книголюб, с травниками – травяной ведун. Он многолик, и в то же время имеет одно, прекрасное, строгое лицо с внимательными, серыми глазами. И когда читаешь рассказы Василия Ивановича о птицах и зверях, о вечерних зорях, о родимой Уксянке, об отце, братьях, – чувствуешь гибкую музыку его речи, чувствуешь цвет, аромат слова.   В книгах В. Юровских вы не найдете клятв и заверений в любви к родным лесам, речушкам и всякой живности. Но любовь эта ощущается в каждой строчке.

Например: «…Розовощекое солнце заглянуло в окно, и веселые желтые зайчики озорно запрыгали по лицу спящей девочки. Они щекотали ее вздернутый носик и пухлые полураскрытые губы, но Марина не просыпалась. Даже огненно-рыжий петух, прозванный отцом “Петька-будильник”, не смог нарушить ее сон. А уж он ли не старался! То и дело голосил с плетня: “Проспали! Проспали!»      (Рассказ “За березовкой”)

«Главная примета рассказов В. Юровских – нравственная высота и чистота помыслов и поступков героев. Из книги в книгу переходит главная тема творчества – тема «родного гнездовья». Без книг моего дорогого земляка уже нельзя представить нашу большую литературу…»  (Борис Черемисин)

Василий Иванович очень тонко чувствует яркость и самобытность народной речи, из которой и черпает образность и вдохновение.  Писатель не стремится к славе, он видит радость в общении с простыми людьми и природой.

Мне в небо взлетать не надо,

Полно там звезд без меня…

Мне бы порой листопада

Побыть у прозрачности дня.

Послушать, как шепчутся листья.

И тоже не в небо летят!

И звонкую стайку синичью

Принять за Юровских ребят.

Послушать, как квохчут дерябы-

Нашли-таки ягодный куст!

И будто бы курицы-рябы

Цыплят в огуречник зовут.

Испить бы мне в согре прохлады,

За ключ поклониться земле.

И ночь провести для услады

У сена сухого в тепле.

С зарода на звезды дивиться,

Не небо, ромашковый луг.

Не надо мне к звездам стремиться-

Дороже мне всё здесь вокруг.

(В.И.Юровских. «Луговые звезды”)

Более тридцати лет постоянным спутником Василия Ивановича на рыбалке, охоте или в походе за грибами был самый преданный и надежный друг-сын Владимир, талантливый мастер-ювелир и художник, один из героев некоторых рассказов отца. То, что отец живописал словом, сын запечатлел талантливой кистью.  Памяти рано ушедшего сына писатель посвятил сборник рассказов, который называется “Сон земли”. В книге помещены рисунки сына.

Василия Ивановича не стало  26 апреля 2007 года. В память о нем  осенью 2007 года в Шадринске на доме, где жила его семья, установлена мемориальная доска: «В этом доме жил с 1982 г. по 2007 г. русский писатель, почетный гражданин г. Шадринска Юровских Василий Иванович (1932—2007 гг.)».

С 2008 года в городе проходит литературный конкурс имени Василия Ивановича Юровских, названый по одному из его рассказов «Своя песня».

Его имя носит филиал Централизованной библиотечной системы г. Шадринска.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий