Фёдор Андреевич Бронников — профессор исторической живописи из Шадринска

Замечательный русский художник, наш земляк Федор Бронников относится к выдающимся деятелям русской культуры.

Он родился в 1827 году в семье шадринского мещанина ремесленника — иконописца  Андрея Ивановича Бронникова. Очень часто маленький  Фёдор  наблюдал за работой отца и не мудрено, что с раннего детства у него открылась непревзойденная  любовь к живописи. Он помогал отцу в работе, пробовал заниматься гравюрой. Во время учебы в Шадринском уездном училище, Бронников очень увлекся историей.  И в дальнейшем это увлечение, несомненно, отразилось в его творениях.

Судьба Федора Бронникова похожа на судьбы многих русских художников, уроженцев небольших провинциальных городков, развивших свое дарование, получивших серьезное образование, сделавших художественную карьеру в столицах.   После смерти отца, в 1844 году семнадцатилетним юношей, без средств к существованию, с рыбным обозом, Бронников отправился в Петербург, но, обладая застенчивым характером,  даже не решился переступить порог Императорской Академии художеств, в которой страстно хотел учиться. В течение нескольких лет он работал у известного гравера-иллюстратора Е.Е. Бернардского на правах ученика-подмастерья. В эти годы он иллюстрирует поэму Гоголя «Мертвые души». На способного юношу обратил внимание известный скульптор П.К. Клодт и помог Бронникову получить бесплатный билет вольнослушателя  Академии художеств. Его учителем стал профессор исторической живописи А.Т. Марков.

Во многом определяющей для судьбы Ф.А. Бронникова стала его почти полувековая дружба с известным русским художником, основателем Радищевского музея в Саратове, Алексеем Петровичем Боголюбовым. Их знакомство состоялось в классах Императорской Академии художеств в Петербурге в конце 1850 года. В 1855 году, окончив полный курс Академии, получив все положенные для пенсионерской поездки Золотые медали, полные надежд и живого интереса к искусству, друзья отправляются в Европу. Плененный южной природой, величественной историей и оживленной красочностью современного итальянского быта, Бронников с 1859 года  поселяется в Риме: к этому времени он уже женат на итальянке. Его студия на Виа Витториа становится одним из центров жизни многочисленной колонии русских художников. В Италии он много работал: писал портреты состоятельных граждан, итальянские пейзажи, улицы городов и селений, жанровые сцены из итальянской жизни, картины на темы из истории Древнего Рима и Средневековья. В Италии он остаётся и после окончания срока командировки, так как слабое состояние здоровья требует тёплого и мягкого климата. Бронников пишет картины на темы из древнегреческой, древнеримской истории, а также на темы современной ему итальянской народной жизни.

Зимой 1856 года Бронников пишет здесь один из лучших портретов своего друга Алексея Боголюбова, объективно передающий нам облик молодого, полного надежд, энергичного художника.

В год открытия Радищевского музея (1885) его первые посетители могли увидеть в экспозиции картину Бронникова «Больной у стен католического монастыря» (1874), подаренную самим автором, и другие произведения на исторические темы из коллекции А.П. Боголюбова. А в 1886-1888 годах Бронников передал в музей 130 живописных работ и более 200 рисунков.

Творческое наследие Фёдора Бронникова разнообразно: он писал иконы, портреты, пейзажи, исторические и жанровые композиции.

В 1863 году Бронников возвращается в Россию и привозит с собой  большое полотно: «Квестор, читающий смертный приговор сенатору Тразею Пету». За эту работу он, минуя звание академика, получает звание профессора исторической живописи. Местонахождение этой картины в настоящее время неизвестно, представление о ней может дать только эскиз, подаренный Бронниковым Радищевскому музею.

Поездка на Родину явилась переломным моментом в творчестве Фёдора Бронникова. Здесь он сближается с передвижниками и под их влиянием пишет ряд жанровых картин: «Бедное семейство, выгоняемое из квартиры», «Старик-нищий», «Золотая свадьба» и другие. Прожив в России два года, в 1865 он возвращается в Италию и окончательно поселяется в Риме.

 В 1871 году было образовано Товарищество передвижных художественных выставок, объединившее большинство прогрессивных русских художников. В 1873  Бронников вступает в это товарищество. Вместе с лучшими русскими мастерами Федор Андреевич экспонирует свои работы. В их числе — «Больной у католического монастыря», «Покинутая», «Художники в приёмной богача». Последняя пользуется большим успехом у зрителей и знатоков. Известный критик В. В. Стасов писал: «Одна из самых замечательных картин передвижной выставки -это небольшая картина  Бронникова «Художники в приемной богача», одна из удачнейших маленьких комических сцен, выраженных живописью, работа деталей превосходна…»

В 1878 году Фёдор Бронников создаёт замечательное полотно «Проклятое поле место казни в Древнем Риме. Распятые рабы». Сдержанность и сила в изображении трагической жестокой расправе рабовладельцев-патрициев над рабами показывает мастерство художника и серьезность подхода к теме.  «Эта картина — образец удивительного воздействия композиции, красок и рисунка… всё полно правды, все говорит, всё обличает» — писал В. В. Стасов.

В 1870 и 1880-е годы – расцвет творчества Фёдора Бронникова.  Он пишет портрет матери, портрет отца, автопортрет, находящиеся в Шадринском краеведческом музее. Эти картины отличаются тонким рисунком, поразительным сходством с натурой, их отличает психологическое содержание портрета и убедительность изобразительного языка. Помимо живописных работ в шадринское наследие Бронникова входят рисунки и рабочие материалы художника. Это превосходные рисунки фигур, предметов и частей интерьера.  

Эскизы Бронникова, и это отмечали уже его современники, нередко выгодно отличались от больших картин, исполненных по строгим канонам академической школы. Эскизные замыслы больших композиций написаны более свободно и эмоционально.

Исторические картины Бронникова настолько достоверно и скрупулезно написаны, что в свое время они использовались в качестве иллюстраций в учебниках по истории Древнего Рима. 

Большую долю работ Бронникова составляют пейзажи. В них художник правдиво и проникновенно передает состояние окружающего мира. Они отмечены колористической гармонией и чистотой красок. Любовь к природе у художника зародилась с детских лет в Зауралье. Не случайно в письмах к родственникам в Шадринск он часто вспоминает красоту родных мест. «Нет здесь тех безграничных полей, что у вас там, в России, нет дремучих лесов… и это жаль. Я люблю простор и поля наши русские, точно море беспредельное» — делился своими чувствами с земляками Фёдор Андреевич.

Его картины хранятся в Русском музее и Третьяковской галерее, в музеях Перми, Самары, Киева, но особенно много – в Саратовском Радищевском музее и в краеведческом музее нашего города Шадринска, родины Ф.А. Бронникова. Немало произведений находится в государственных и частных собраниях Италии, Англии, Дании, США.

Мы должны гордиться такими земляками! Ведь они, не смотря ни на нищету, ни на провинциальное происхождение, упорно шли к своей цели и как видите, добились всемирного признания.

Предлагаем вам полюбоваться картинами выдающегося художника:

 

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавить комментарий